В апреле на сайте nagatino.news вышла статья, посвящённая истории московского необитаемого острова Бобровый начиная с прошлого века и до сегодняшних дней. До середины ХХ столетия там были заливные луга и места отдыха жителей окрестных сёл. А с 1970-х по 1990-е годы эту землю активно использовали в качестве промзоны. Что осталось с тех времён на острове, который с нашего берега кажется оазисом нетронутой природы и что с ним делать, — в этой статье.
Следы прошлого
Когда прибываешь на остров, каждый раз поражаешься настоящему дикому лесу, находящемуся в ста метрах от оживленных городских кварталов. Потом бросается в глаза отсутствие людей и следы диких животных. А затем начинаешь замечать приметы ушедшей «цивилизации»: торчащее из земли ржавое железо, полуразложившиеся покрышки от автомобилей, металлические тросы, остатки бытового мусора… А если не стоять на одном месте и пройтись несколько минут, то от количества и разнообразия промышленного хлама ушедшей эпохи, которым загажен остров, становится жутковато.
При коммунистах слово «экология» считалось ругательным, с природой было принято бороться, колонизировать и покорять. Поэтому остров в черте города загаживали неистово и самозабвенно. Скидывали туда всё, что было не нужно на берегу и на проходящих мимо судах. Что характерно, основная часть мусора имеет советское происхождение, за десятилетия он сравнялся с землей, порос деревьями и травой.
Последнее десятилетие прошлого века привело на остров первых «туристов» вместе с их бытовым мусором: бутылками, пакетами и консервными банками. Тогда же появилось много металлолома в виде земснаряда и техники, которой его поднимали со дна реки. В XXI веке остров загаживали в основном несознательные любители пикников и рыбаки.
Понемногу очищают остров сборщики металлолома: они разобрали и полностью вывезли трактор и транспортабельные детали дизельной лебедки, брошенные участниками подъёма затонувшего земснаряда, разнообразный лом чёрных металлов, раскиданный по острову, который было нетрудно выкопать и вывезти.

Стоит сказать спасибо и сознательным туристам, которые убирают бытовой мусор не только за собой, но и за другими, «забывшими» его вывезти гостями.
Однако, кроме металла, на острове очень много мусора, который не интересует сборщиков вторсырья, а туристам убрать его не под силу. Практически каждый квадратный метр почвы содержит в себе инородные предметы, если не на поверхности, то неглубоко под землёй.
Это только издалека кажется, что остров — укромный уголок нетронутой природы, а на самом деле это зона концентрированного загрязнения почвы промышленным и бытовым мусором. Весь остров зарастает клёном ясенелистным — агрессивным древесным паразитом, который за короткое время вытесняет аборигенные виды растений и уничтожает биоразнообразие той территории, где размножается, к тому же плохо влияет на здоровье людей, вызывая сильную аллергию. Кроме клёна ясенелистного на острове много других сорняков, больных и поваленных деревьев.
Озеро, в прошлом веке образовавшееся в центре острова, ещё с советских времен полностью завалено брёвнами, — это следы, оставшиеся от склада древесины. Береговая линия реки загрязнена речным мусором, который плывёт вниз по течению.
Что нужно сделать, чтобы спасти Бобровый остров
Бобровому острову требуется тщательная очистка:
♦ необходимо извлечь из земли, собрать и вывезти мусор;
♦ убрать поваленные деревья и выкорчевать пни;
♦ очистить озеро, разровнять и частично рекультивировать почву;
♦ озеленить территорию культурными растениями и деревьями.
По дну реки можно подвести электричество.
Сейчас на острове живут дикие животные — бобры и лисы. При очистке и благоустройстве часть зверей будет вынуждена покинуть остров, поэтому необходимо обязательно создать условия для их возвращения, оставив для них «дикие места». После приведения острова в порядок там могут поселиться утки и лебеди.
Всё это довольно внушительный объём работ, требующий немалых финансовых ресурсов, технологической и логистической проработки с учётом местоположения и особенностей рельефа: на острове большие перепады высот — холмы и низины.
➤ Эти работы следовало бы организовать городским властям за бюджетные деньги, что позволило бы в дальнейшем исключить вероятность выведения острова из общественного пользования.
Затем следует определиться с его дальнейшей судьбой.
Что можно сделать?
Есть три основных варианта.
Вариант первый. Не трогать «дикую природу»
Ничего не делать, не трогать «дикую природу». Уверен, найдутся и такие, они уже пишут свой комментарий в духе того, что «если что-то делать, то будет только хуже». Возможно, у них есть две жизни и они надеются в следующей жизни воспользоваться тем, что «сберегут» в этой, а сейчас пусть всё пропадает. Тут и обсуждать нечего.
Вариант второй. Закопать бюджетные деньги
Вычистить остров и больше ничего не делать: не окультуривать, не благоустраивать и оставить остров без какого-либо присмотра. Можно сделать и так, но в этом случае остров быстро превратится в помойку, там всё переломают и загадят. Это будут выброшенные бюджетные деньги — от чего хотели уйти, к тому и вернемся, только ценой бюджетных потерь на очистку. В качестве примера посмотрите на любое «дикое» место у реки, что там бывает во время и после выходных с хорошей погодой.
Вариант третий. Ответственно использовать
Очистить остров за бюджетные деньги и передать его в управление ответственным лицам, которые будут следить за порядком и по желанию гостей предоставлять платные услуги. На мой взгляд, это единственный реальный вариант, от которого выиграет остров и жители нашего района.
➤ В роли ответственных лиц не обязательно должна выступать коммерческая организация, это может быть общественное объединение любителей острова, следящее за экологией и поддерживающее на острове порядок. Следует рассмотреть все варианты.
Каким может быть будущее острова Бобровый?
Основной целью всех работ, очевидно, должно быть окультуривание загаженного уникального места, превращение его в природный оазис, подходящий для отдыха горожан. Это может быть парк с кемпингом, зоной для пикников, спортивными площадками. Но строго без капитальной застройки. В островном озере после очистки можно будет купаться, есть возможность оборудовать там песчаный пляж. Вариантов много.
Это прекрасное перспективное место для полноценного отдыха на природе в двух минутах от жилых кварталов. Доставлять желающих на остров могут несколько лодок разного типа и паром, все это возможно при наличии элементарной береговой инфраструктуры.
Чтобы решить вопросы, связанные с управлением островом, целесообразно организовать открытый конкурс с адекватными условиями. Основным условием должна быть полная доступность острова для граждан, он ни в коем случае не должен быть закрытым или ограниченным для посещения. Это достояние принадлежит всем москвичам!
«Бобровый остров» в Белграде
Организация подобных мест для отдыха не является чем-то новым. В мире много похожих примеров. Один из них — остров Ада Мечица в Белграде на реке Сава, это приток Дуная. Остров по размерам и расположению почти такой же, как и Бобровый.
Управлять островом Ада Мечица поручили общественной организации, которая своими силами очистила его от мусора и деревьев-сорняков, высадила новые саженцы, благоустроила его и определила порядок его использования. Сейчас на острове действуют два клуба и ресторан, есть места для пикников, пляжи, другие общественные пространства, пристани, вдоль берегов стоят хаусботы — небольшие домики на воде.
Вокруг острова образовалось комьюнити, его участники вместе решают текущие вопросы, проводят разные праздники, концерты и акции для себя и гостей, успешно следят за чистотой, привлекают средства на содержание островной инфраструктуры.

Хочется, чтобы и наш остров не пропадал в грязи и запустении, а превратился бы в место, приносящее радость и хорошее настроение жителям Нагатинского Затона и его гостям. Если это получилось сделать в Белграде, неужели не получится в Москве?
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.